Вы здесьРазум против чувства. Айн Рэнд "Атлант расправил плечи"
Опубликовано пн, 25/08/2008 - 23:49 пользователем libertary
Вот какой платы я требую. Немногие могут позволить ее себе. Я не имею в виду ни ваши эмоции, – к черту эмоции! – ни получаемое вами наслаждение. Я имею в виду ваше понимание моей музыки и тот факт, что и вы, и я испытываем наслаждение одного рода, что мы получаем его из одного источника – вашего интеллекта, сознательного суждения разума, способного оценить мое творение по тем же критериям, с которыми оно создавалось… Я имею в виду не ваши чувства, а то, что они соответствовали моему замыслу, не то, что вас восхищают мои работы, а то, что вас восхищает в них то, что входило в мой замысел. – Он усмехнулся. – Большинству художников свойственно одно чувство, значительно более сильное, чем жажда восхищения, – страх, что будет раскрыта истинная природа восхищения, которое они вызывают. Но мне этот страх никогда не был свойственен. Я не питаю иллюзий относительно своей музыки и того отклика, которого ожидаю, я слишком ценю и то и другое. Меня не привлекает восхищение бес причинное, эмоциональное, интуитивное, инстинктивное – попросту слепое. Я не люблю слепоту любого рода, потому что мне есть что показать, то же и с глухотой – мне есть что сказать. Я не хочу, чтобы мною восхищались сердцем – только разумом. И когда я встречаю слушателя, обладающего этим бесценным даром, между ним и мною совершается взаимовыгодный обмен. Художник тоже торговец, мисс Таггарт, самый требовательный и неуступчивый.... – Мисс Таггарт, понятно ли вам, почему я променял бы три дюжины современных художников на одного настоящего бизнесмена? Почему у меня намного больше общего с Эллисом Вайетом или Кеном Денеггером, который, кстати, лишен музыкального слуха, чем с людьми вроде Морта Лидди и Больфа Юбенка? Будь то симфония или шахта, любой труд есть акт созидания и имеет один источник – нерушимую способность видеть своими глазами, что означает способность видеть, устанавливать связь и создавать то, что не было увидено, связано воедино и создано ранее. Об авторах симфоний и романов говорят, что они наделены блестящим даром видения, но разве не тот же дар движет людьми, которые увидели, как использовать нефть, построить шахту или спроектировать электродвигатель? Говорят, в душе музыканта и поэта горит священный огонь, а что же, по их мнению, заставляет промышленника бросать вызов всему свету, чтобы создать новый металл? А авиаконструкторы, строители железных дорог, открыватели новых бактерий и новых континентов… – Неодолимая страсть к поиску истины, мисс Таггарт? Слышали ли вы, как моралисты и любители искусства веками говорят о неодолимой страсти художника к поиску истины? Укажите мне, однако, пример большей преданности истине, чем преданность человека, который заявил, что Земля вертится, или человека, который говорит, что сплав стали и меди имеет определенные свойства, позволяющие использовать его определенным образом, что именно так и есть, и пусть мир пытает и поносит такого человека, он не станет лжесвидетельствовать против показаний разума! Такой дух, мисс Таггарт, такие смелость и любовь к истине, а не то, что у немытого оборванца, который истерично вопит, что достиг совершенства безумца, потому что он – художник, не имеющий ни малейшего представления о сути и смысле собственного творчества, и ему наплевать на сами понятия сути и смысла, ведь он вместилище высших тайн, он не знает, как и зачем творит, все исторгается из него спонтанно, как блевотина из пьяного; он не задумывается, он презирает мышление, он просто чувствует; все, что ему нужно, это чувствовать, и он чувствует, этот потный, мокрогубый, похотливый, трусливый, гундосящий, студнеобразный подонок! Я же знаю, какая требуется дисциплина, сколько усилий, напряжения, какой ясности духа надо достигнуть, чтобы создать произведение искусства. Я-то знаю, что это такой каторжный труд, что позавидуешь закованному в колодки рабу на галере, требуется такая строгость к себе, какой не придумает никакой садист, с которой не сравнится никакая армейская муштра. Поэтому я ставлю любого шахтера выше бродячего носителя высших тайн. Шахтер знает, что не его чувство двигает вагонетки с углем под землей, он знает, что их двигает. Чувства? О да, мы, конечно, чувствуем, он, вы и я, – фактически только мы и способны чувствовать, – и мы знаем, что порождает наши чувства. Но чего мы не знаем и изучение чего слишком долго откладывали, так это природа тех, кто утверждает, что не может объяснить свои чувства. Мы не знали, что они чувствуют. Теперь мы это узнаем. Эта ошибка дорого обошлась нам. И те, кто больше других повинен в ней, заплатят дороже всего, и поделом. Больше всех повинны в ней подлинные художники, которые теперь поняли, что с ними расправятся в первую очередь и что они сами подготовили триумф своих гонителей, помогая гонению своих единственных заступников. Если и существует еще более трагический глупец, чем бизнесмен, который не подозревает, что именно в нем скрыт высший творческий дух, так это художник, который видит в бизнесмене врага. * В мире, где разум объявляется фикцией, где признается моральное право управлять посредством грубой силы, угнетать знание в интересах невежества, жертвовать лучшими ради худших, – в таком мире лучшее должно выступить против общества и стать его смертельным врагом.
|
Вход на сайтПоиск по блогам и форумамUser menuПоследние комментарии
Синявский RE:Viva Stiver! 1 час
sirogap RE:Флибуста конец? 13 часов Океана RE:Подайте бедному копеечку на книжку с литреса... 16 часов konst1 RE:"Коллектив авторов" 5 дней Ldrozd RE:Сандра Ньюмен - Джулия [1984] 1 неделя konst1 RE: Банда Рафаэля 1 неделя Isais RE:Лоренс Даррелл - Горькие лимоны 1 неделя Isais RE:B157704 Черепаха Киргала 1 неделя Oleg V.Cat RE:Беженцы с Флибусты 1 неделя sem14 RE:Литературная премия «Ясная Поляна» 1 неделя blahblahblah2024 RE:Сборник - Советская морская новелла. Том 1 2 недели Isais RE:Обновление FictionBook Editor 2 недели Alex_61 RE:Windows 7 безопасна благодаря помощи NSA??? 2 недели Саша из Киева RE:Лимонные дольки 2 недели Trinki RE:Любительские переводы 2 недели nehug@cheaphub.net RE:Подробнее о правилах, если можно? 3 недели Isais RE:Семейственность в литературе 3 недели kopak RE:Небольшой тест. 3 недели Впечатления о книгах
akaPella про Харари: Sapiens. Краткая история человечества [litres] [Sapiens: A Brief History of Humankind ru] (Научная литература: прочее, Научпоп, Наука, Образование)
23 10 Бредятина, надёргано, переврано и перевернуто в угоду левой повестке, факты не факты, низкопробная фантастика. Не рекомендую. Оценка: нечитаемо
ilonageo про Крис Уитакер
22 10 Прекрасный и поэтичный роман о судьбе подростка, который „вне закона“ . Горячо рекомендую!
Belomor.canal про Анонимус: Калифорния на Амуре [litres] (Исторический детектив)
22 10 Отличный роман! Кстати, прекрасным дополнением к тексту может быть глава из А. Иванова "Речфлот" посвященную речному флоту Амура и как там была устроена жизнь! Оценка: отлично!
Oleg V.Cat про Леккор: Попаданец XIX века. [Дилогия] [СИ] (Альтернативная история, Попаданцы, Самиздат, сетевая литература)
21 10 Попаданец из XXI века (и швец, хотя нет, шить он не умеет, вувузелу тоже не внедряет, жать начинает только во второй книге, а так - младший ассистент заместителя кладовщика) бодро шагает по карьерной лестнице, потому как он ……… Оценка: плохо
Саша из Киева про Шелест: Джони, оу-е! Или назад в СССР 3 (Самиздат, сетевая литература)
21 10 Песня "Джони, оу-е!" появилась как раз в 1978 году. Пела её австрийская певица Джилла (Гизела Вухингер). И в СССР эта песня была более популярна, чем на Западе.
Stager про Демина: Однажды в Лопушках (Фэнтези, Самиздат, сетевая литература)
20 10 Однако, главная героиня именно что образцовая деревенская дура. Можно предположить, что это автор специально, но... Вряд ли автор столь тонко характеризовала героиню, описывая, как та имитирует бульон с помощью воды и ………
alexk про Токтаев: Волки (Фэнтези, Историческая проза, Самиздат, сетевая литература)
20 10 Не знаю, откуда заливщик(и) последних трех недель тащат, но не утруждают себя - это точно. Как может книга иметь единственный жанр "Самиздат"??
Sello про Кюртис: Молодожены (Классическая проза)
20 10 Просто отлично. Несовместимость психотипов - фундамент брака, изначально обреченный на трещину, которая обязательно приведет к развалу всего здания. Оценка: отлично!
Ратослава про Михайлов: Сторож брату моему (Космическая фантастика, Научная фантастика)
19 10 Один из шедевров советской фантастики. К сожалению, продолжения оказались гораздо слабее. Оценка: отлично!
Ратослава про Яцовскис: Забвению не подлежит (Биографии и Мемуары, Военная история)
19 10 Спасибо за книгу. Нужная вещь. Впервые я прочитала ее в библиотеке деда. Оценка: отлично!
Ратослава про Ильичев: Последний рыцарь империи (Биографии и Мемуары, О войне)
19 10 По вики, прототип- интересная и сложная личность. Но в разведке нет простых личностей. Б/о
sem14 про Ильичев: Последний рыцарь империи (Биографии и Мемуары, О войне)
19 10 Какая империя - такие и рыцари... |
Комментарии
Отв: Разум против чувства. Айн Рэнд "Атлант расправил плечи"
Прекрасная цитата. Наслаждение произведениями искуства посредством интелекта, похоже на анализ задачи компьютером. А человек есть существо в перввую очередь (!) чувствующее, а потом мыслящее, на то он и человек. В цитате же призывается подавить чувства разумом и совершенно холодно всё оценивать по своим критериям. Это неплохо, так как даёт объективность, но как же эмоциональное ощущение музыки, книги, картины, или (Да!) удачно совершённой сделки, требующей полной отдачи и вложения сил. А что будет чувствовать среднестатический потребитель творчества, во многом зависит от автора, который не в праве требовать абсолютно безчуственного отношения.
Всё созидание творимое человеком есть исключительно творческий процесс, но не надо путать процесс зарабатывания денег как звучит, это просто секс!), часто нечестный в бизнесе, с эмоциональной и интелектуальной отдачей создателя.
Это не про нас, уж извините.
Совершенно солидарен. Но. Во-первых, давайте сразу отделим друг от друга две совершенно разные логические нити. Да, зарабатывать деньги написанием книг, это просто отлично. Но коммерция - это не главная цель любого созидания. Исключение - бизнес(тот! настоящий!), где деньги в первую очередь объект приложения, и, следовательно, результат. (Поменяйте в этой фразе слово "бизнес" на другой вид искуства, а "деньги" - результат этого искуства, и ничего не измениться.) И тут надо понять, что открытия вращения земли, устройства Солнечной системы, сплава меди и олова сделаны БЕЗВОЗМЕЗДНО! В первую очередь, ради людей, ради вот этих вот невежественных людей. И сделано это было исключительно для того, чтобы помочь им, сделать их лучше, сделать лучше их жизнь. А прибыль, это уже умение открывателя заинтересовать людей, чтобы они учредили Нобелевскую премию, купили его книгу, чтобы она лежала дома и их дети могли её тоже прочитать. Если это неинтересно (в первую очередь), то - увольте всякие возмущения.
Во-вторых, когда наконец-то писатели поймут, что видят в Либрусеке врага совершенно инерционно, это просто вопиющая недальновидность. Сотрудничайте с нами, пишите интересные, дающие что-то читателю книги, давайте их в свободное хождение, и люди всё равно будут их покупать. То есть читатель даст что-то (деньги) вам. Потому что есть вещи, которые НАДО держать в руках, которые НАДО перечитывать и находить в них что-то новое.
Не знаю как вы (глубокоуважаемый, где-то, как-то, похоже что, декадент), но я живу в другом мире.
мне жаль вас...
Чувства заставляют человека думать, но мысли вовсе не заставляют его чувствовать.
Дж.Бернард Шоу