Книжная полка пользователя Юля Сой

Рыцари сорока островов 08 02
Единственная Лукьяненовская вещь, которая меня действительно проняла.
Я поверила каждому персонажу, каждой эмоции, каждому слову. Эта книга в корне изменила мое представление об авторе, к которому я относилась крайне скептически.
И да, в чем-то это и правда похоже на любимого мною Крапивина).

Лукьяненко: Спектр (Космическая фантастика, Социальная фантастика, Научная фантастика) 19 01
ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ.
Все впечатления одним словом - Никак.
По ходу действия книга скатывается к отметке "абсолютная скука". Рассказывается как сказка на ночь - не ускоряясь, не замедляясь, без всяких эмоций. Это не спектр, это - серость.
В центре повествования - Обычный Русский Гражданин Мартин, которого выделяет только способность обаять ключников псевдофилософскими историями. Живет он Самой Обычной Жизнью, и заботит его большей частью что бы вкусного съесть, да с кем бы выпить. В нем нет ни искры, ни стремлений, ни мечт, ни даже банального любопытства. Я читала, и видела перед собой старика лет 60, которому уже ничего не надо, но жизнь он прожил настолько пустую, что и вспомнить особо нечего. Это ничем не интересный человек, ценящий роскошь и комфорт. Не более. Он - серый, он - средний.
И весь сюжет книги построен на этом. Восхваление серости, уравниловки, культ человека между небом и землей. Даже язык романа - меланхоличное безэмоциональное повествование. Эмоции крайне поверхностны - поплакал, пострадал - дальше побежал. Преследовало ощущение, что сначала Лукьяненко описывал миры, и уже под них подгонял сюжет. Да и миры получились скомканными - запомнилась только планета Шеали и мир Аранков.
Почему запомнились? Да потому что не укладывается, что ключники приняли его истории после посещения этих двух миров. Не поверю, что человек, который вполне сознательно живет одним лишь желанием сытого существования извлек уроки этих миров. О душе, о желании знать, а жажде ЖИЗНИ, а не ее комфортного концентрата.

Финал книги разочаровал полностью.
"Абсолютная власть", "божество"... Лукьяненко скатил в никуда все произведение. Книгу в немалой степени сгубила глобальность - перестроить мир, захватить власть над всеми мирами, стать богом... Большей частью подростковые амбиции. Планета Талисман вызвала только жалость и разочарование, что столько промелькнувших в книге мыслей было просто ни о чем.
" Всегда и везде крайними остаются люди середины. У моей истории нет конца, ключник… как нет выхода для людей середины..."
Выход есть И он - отнюдь не в власти и всемогуществе. Нет неудачников и победителей. Есть те, кто сдался, и те, кто нет. Не счастливых, есть те, кто стремится в небо, стремится к жизни, кто есть волна, кто может изменятся, может МЕЧТАТЬ, а не желать мечты. Именно они достигают небес. И только это и есть сила, которая могла быть на Талисмане - стремление. Желание жить. Тот самый таинственный код, который не дает силы, а лишь дает толчок к тому, что бы стремится к небу, как и девочка с Шеали.
Но не Мартин.
В начале книги в центре повествования был человек середины. К концу книги - тоже. Выхода для него не было, потому что ему не нужен был выход.
Если в этой книге и была идея - так это отказ от мечты, от разума, от движения, от жизни от спектра, во имя комфортного серого существования. Мартин говорил, что хотел бы быть волной. Но он не становится ею. Ему был дан шанс, причем не один, а семь, его направляли ключники, вела за собой Ира - но нет. К концу книги он точно такой же, как и вначале - человек середины. Без надежд на изменения.
Первые шесть Ирин подсознательно желали смерти, но даже они были более живы чем Мартин - в них был тот импульс, то желание двигаться вперед. А Мартин... Он был мертв с самой первой страницы романа, мертв именно той странной Душой, именно стремлением, променяв ее на вкусную рисовую кашу.
Итого - серая книга о сером человеке.
Мне было просто жаль потраченного времени.

X