Вы здесьМихаил Григорьевич Ивасюк
Биография
Михаил Григорьевич Ивасюк (родился 25 ноября 1917 — умер 5 февраля 1995) — писатель, литературовед, фольклорист, педагог, общественный и культурный деятель, отец композитора и поэта Владимира Ивасюка. Биография Родился 25 ноября 1917 г. в небольшом буковинском городке Кицмань в семье национально сознательных украинцев. Отец, Григорий Иванович. Мать, Александра Васильевна, будучи неграмотной, хорошо знала украинский фольклор. Образование получил в лицеях Кицманя и Черновцов, однако за все эти тринадцать лет он ни дня не учился по-украински. Правда, блестяще овладел румынским, латынью, французским, немецким, польским языками. Осенью 1939 года поступил в университет, но уже через несколько месяцев был отчислен из-за невозможности заплатить за обучение. Чтобы избежать угрозы оказаться в румынском войске, Михаил переходит румынско-советскую границу в припрутском селе Завалье, чтобы продолжить обучение в одном из советских университетов. Вместо этого он попадает в тюрьму — Станислав, Львов, Одесса, Харьков, Москва. Отбывал заключение в гулаговских бараках. Но даже там Михаил продолжает расти интеллектуально. Он овладевает медицинскими навыками, знакомится с интеллигентными людьми, среди которых Л. А. Зильбер, родной брат Вениамина Каверина; дочь маршала Тухачевского Светлана Михайловна и другие высокообразованные люди. В этот же период Ивасюк даже собирает собственную библиотеку в полсотни книг, среди которых были произведения Тараса Шевченко, Леси Украинки, Павла Тычины. В 1946 г. Ивасюк возвращается в Кицмань. Преподает в местной десятилетке и сельхозтехникуме. Одновременно изучает французскую филологию в Черновицком университете, который заканчивает в 1949 году. В эти годы большое значение приобретает его литературная деятельность, он переходит к написанию прозы. В 1964 году начинает преподавательскую работу в Черновицком университете на кафедре украинской литературы, где передает свои знания по филологии студентам в течение 23-х лет (1964–1987 гг.) Сначала — в ранге старшего преподавателя, а после защиты кандидатской диссертации о жизни и творчестве Сильвестра Яричевского — доцента. Весомый вклад Михаила Ивасюка в литературно-художественную сокровищницу отмечено Литературной премией имени Дмитрия Загула (1992) и Литературно-художественной премией имени Сидора Воробкевича (1993). Умер Михаил Ивасюк 5 февраля 1995 года. В 1998 году имя Михаила Григорьевича Ивасюка было присвоено Черновицкой областной научной библиотеке. Творчество Как почти каждый украинский прозаик, Михаил Ивасюк начинал со стихов. Самые составил еще ребенком в своеобразном соавторстве с матерью Александрой Васильевной, которая не умела ни читать, ни писать, но тонко чувствовала ритм и образное слово, помнила множество песен и сказок. Уже став настоящим писателем, включил записанные от матери сказки, баллады, песни в свои фольклорные издания: «Сказки Буковины. Сказки Верховины» (1968), «Волшебный горшочек» (1971). Впоследствии стал сочинять без маминой помощи, а в середине 30-х годов в черновицком детском журнале «Украинская ласточка» появилась его первая публикация «Расскажу тебе сказку». В те же годы увидело свет поэтическое творение Ивасюка о страшном голодоморе, устроенным сталинскими опричниками на советской Украине. Были среди юношеского задела молодого автора и стихи другого плана. Часть составила раздел «Стихи 30-х годов» в сборнике «Элегии для сына» (1991), пронизанной чувством большой боли и большой любви. С прозаическими произведениями Михаил Ивасюк выступает с начала 50-х. Первая его повесть «Слышишь, брат мой» (1957), которую еще в рукописи благословила Ирина Вильде, трансформировалась вскоре в роман «Красные розы» (1960). А после того, как появился сборник рассказов «Отломанная ветвь» (1963), повести «Поединок» (1967) и «Весенние грозы» (1970), романы «Приговор» (1975) и «Сердце не камень» (1978), она же отметила, что М. Ивасюк — писатель, который «имеет свою любимую тему, свой стиль и художническое мировоззрение». Этой темой была для него долгое время жизнь Северной Буковины 30-х — начале 40-х годов XX-го века. Потом вниманием прозаика завладели другие временные и географические координаты. В романе-дилогии «Баллада о всаднике на белом коне» (1980) и «Рыцари большой любви» (1987) писатель развернул широкую панораму борьбы буковинцев за лучшую судьбу во второй половине XVII века и реабилитировал народного вожака Мирона Дытынку, показав, что это был не «разбойник», как утверждали некоторые молдавские летописцы, а истинный рыцарь с благородными и высокими порывами, великий и в любви к родной земле, и в любви к прекрасной подруге Артемии. Дилогию благосклонно восприняли как в Украине, так и за ее пределами. Достаточно сказать, что «Баллада о всаднике на белом коне» вскоре после появления на языке оригинала вышла в русском переводе в Москве (вместе с «Приговором», названным в публикации 1984 года «Приговор сыну Заратустры»), о ней восторженно писали в Канаде. Еще глубокие пласты буковинской истории, связанные с Шипинской землей XIV в., художественно открыл М. Ивасюк для мира в романе «Турнир королевских шутов» («Колокол», 1994, № № 5–6, отдельное издание — 1997 г.). Но Михаил Григорьевич так и не увидел изданный отдельной книгой роман. На закате жизни писатель опубликовал в журнале «Октябрь» (1988, № № 9-10) повесть «Монолог перед лицом сына», которой принадлежит особое место среди многочисленных историко-биографических произведений минувшего десятилетия, ведь это не просто повесть-биография, но повесть-реквием, пронизанная щемящей родительской любовью, как и поэтический цикл «Элегии для сына» и поэма «Призраки». В 80-е — начале 90-х годов М. Ивасюк обращается к теме Севера, подсказанной его вынужденным пребыванием на берегах Печоры. Но если в романе «Птичка поднебесная» (1984), написанном на материале жизни больницы, где работал автор, акцент делается на моментах человечности, то в романе «В царстве вертухаев» (печатались фрагменты в периодике) возникает другой Север — анти-человечный, жестокий, преступный, доведенный до такого состояния большевистским режимом. В осуществленной писателем литературной редакции идут на подмостках театров пьесы С. Воробкевича и С. Яричевского. В активе М. Ивасюка-фольклориста сотни записанных и упорядоченных народных перлов, из которых сложились, в частности, книги «Сказки Буковины. Сказки Верховины» (1968), «Волшебный горшочек» (1971), «Сказки Буковины» (1973) и подготовлена к печати «Золотая карета». Как литературовед он опубликовал десятки статей, издал большой том произведений С. Воробкевича (1986), подготовил аналогичную книгу С. Яричевского. Показывать: Книги на прочих языках |
Вход на сайтПоиск по блогам и форумамUser menuПоследние комментарии
Isais RE:Древний Рим. Подборка книг 5 часов
sem14 RE:*** 5 часов monochka RE:Подайте бедному копеечку на книжку с литреса... 6 часов kopak RE:О группе Дятлова. О той самой, того самого... 19 часов edvud RE:Прошу переформатировать, распознать, etc... 1 день babajga RE:Отчаянная осень 2 дня babajga RE:Сказки Сени Малины 2 дня babajga RE:Сказки 2 дня babajga RE:Мои четвероногие друзья 2 дня Саша из Киева RE:Кто сможет раздобыть и оцифровать нужные мне книги? 2 дня Isais RE:Семейственность в литературе 1 неделя kopak RE:Таинственная личность админа Флибусты 1 неделя babajga RE:Ласси возвращается домой 1 неделя sem14 RE:Подборка о Первой Мировой 1 неделя Isais RE:удаление "двойников" 2 недели Isais RE:Кармен Мола - Пурпурная сеть [litres] 3 недели Isais RE:Детство, опаленное войной (Вторая мировая 1939-1945 и ВОВ) 3 недели Isais RE:Катя Водянова - Дом и два жениха в придачу 1 месяц Впечатления о книгах
nik_ol про Донцова: Кружок экстремального вязания [litres] (Иронический детектив, Детективы: прочее)
28 02 Спасибо, что выложили новое!) Оценка: хорошо
gruin про Валин: Штурмуя Лапуту (Боевая фантастика, Героическая фантастика, Самиздат, сетевая литература)
28 02 Повествование окончательно стало бессвязным и немотивированным. Даже рояли кончились. Оценка: нечитаемо
Stager про Валин: Штурмуя Лапуту (Боевая фантастика, Героическая фантастика, Самиздат, сетевая литература)
26 02 Повествование окончательно стало бессвязным и немотивированным. Даже рояли кончились. Но забавно, местами увлекательно. Оценка: неплохо
Lan2292 про Nooby: Торговец (Городское фэнтези, Попаданцы, Самиздат, сетевая литература)
26 02 чЕЛОВЕК ПИСАЛ, ТРАТИЛ ВРЕМЯ, НО К СОЖАЛЕНИЮ НА ВЫХОДЕ ПОЛУЧИЛАСЬ ХРЕНЬ, А Я ЧЕСТНО ПЫТАЛАСЬ ПРОРВАТЬСЯ ЧЕРЕЗ СТРОЧКИ, НО УВЫ И АХ. Оценка: плохо
iggy71 про Маканин: Валечка Чекина (Современная проза)
25 02 Писатель намеревался, видимо, создать загадочный образ провинциалки, "в которой что-то есть", и типа все хотят с ней познакомиться поближе, и она такая себе любвеобильная, духовная и проч. Автор ей симпатизирует, но вот образ ……… Оценка: плохо
konst1 про Рубина: Окна [Авторский сборник] (Современная проза)
25 02 Вдруг Борис заметил: – Между прочим, знаешь ли ты, что еще совсем недавно, в XVIII веке, жители Корнуолла промышляли таким вот способом: в особо сильный шторм выносили на берег большие фонари и расставляли рядами там, ……… Оценка: отлично!
Дей про Господин следователь
25 02 Очень интересно. Детективная и, скажем так, бытовая линии отличные, любовная же не понравилась. Влюбился с первого взгляда, лучше её нет (это ещё даже не разговаривал с ней ни разу), вот эти китайские церемонии с ухаживаниями ………
Олег Макаров. про Капба: Как приручить дракона - 4 [СИ] (Альтернативная история, Киберпанк, Фэнтези, Попаданцы, Самиздат, сетевая литература)
24 02 Капба прекрасен как всегда. Четвёртый том не хуже (лучше!) предыдущих, хотя казалось бы куда ещё. Очень отличная книга. Оценка: отлично!
obivatel про Калинин: Вторая Отечественная [litres] (Альтернативная история, Боевая фантастика, Попаданцы)
24 02 Автор датэл: "если именно благодаря революционерам Россия потеряла шанс выйти из нее в качестве главного победителя". . Если пишешь что-то о периоде, не поленись узнать как оно было. Царя опрокинули крупнейшие промышленники ……… Оценка: плохо
mysevra про Себастьянович: Новая книга о сыроедении, или Почему коровы хищники (Здоровье)
24 02 Подход для таких ленивых как я - нет обязательных самостоятельных чисток. «Мягким тканям потребуется не менее 2 лет, а скелету - около 7.» Непонятно, есть ли это время. Оценка: отлично!
mysevra про Артюшкина: Голем [litres] (Детективная фантастика, Социальная фантастика, Научная фантастика)
24 02 Такой замечательный мир, отличный язык, но невыносимо неспешное развитие событий – кажется вот-вот случится что-то значимое, а нет, очередной проходной момент. Оценка: неплохо
Isais про Абдуллаев: Заговор в начале эры (Исторический детектив, Политический детектив)
24 02 Скучно, нудно, нехудожественно. Вместо живых картин -- картонные декорации, никто из персонажей не вызывает эмоций -- ни любви, ни ненависти, каждый абзац сопровождается таким же по размеру морализаторским поучением, высказанным ……… Оценка: плохо |