Моше Гесс
Биография
![]() ГЕСС (Хесс) Мозес (Моше, также Мориц; Moses Hess; 1812, Бонн, — 1875, Париж), один из первых немецких социалистов и ранних (см. Иехуда Алкалай, Цви Хирш Калишер) провозвестников сионизма, в частности — социалистического. В 1817–26 гг. Гесс жил у своего деда, раввина, с помощью которого усвоил начала Библии и Талмуда. С 1830 г. учился в Боннском университете. В своих первых книгах «Священная история человечества...» (1837; попытка сочетать гегелевскую триаду развития общества с пантеистическим представлением о Боге, заимствованным у Баруха Спинозы) и «Европейская триархия» (1841; призыв создать прогрессивный франко-англо-немецкий союз против реакционной России) Гесс уделяет место и судьбе еврейства. Себя он считает немцем, резко нападает на иудаизм, выступает сторонником полной ассимиляции евреев посредством их эмансипации и поощрения смешанных браков. Даже Дамасское дело (1840), пробудившее в нем национальные чувства, не поколебало взглядов Гесса, и он их придерживался еще долгое время. С конца 1841 г. Гесс стал одним из редакторов (до К. Маркса) кельнской радикальной газеты «Райнише цайтунг» (запрещена правительством в марте 1843 г.), а в конце 1842 г. — ее парижским корреспондентом. Как лидер течения «истинный социализм» (синтез идей немецкого идеализма, французского утопического социализма и этики Л. Фейербаха) видел в коммунистическом обществе воплощение практической этики, за что подвергся резкой критике в «Коммунистическом манифесте» (1848) К. Маркса и Ф. Энгельса. Гесс, однако, остался этическим социалистом и тогда, когда в 1846–51 гг. примыкал к Марксу, признав важность политико-экономических факторов для построения коммунизма. После 1852 г. Гесс жил (с перерывами) в Париже, занимаясь главным образом публицистикой. С 1863 г. стал сторонником Ф. Лассаля. В 1862 г. Гесс издал в Германии книгу «Рим и Иерусалим», вошедшую в классику сионистской литературы. В ней Гесс выдвигает идею, согласно которой первичной движущей силой истории человечества является расовая борьба, вторичной — классовая. Две «мировые исторические расы» — арийцы и семиты — объединенными усилиями в области культуры создали современное общество: первые — стремлением объяснить и украсить жизнь, вторые — освятив ее и внеся в нее моральное начало. Различия между расами не означают их деления на высшие и низшие. Следовательно, нет оправдания дискриминации или угнетению какой-либо из них. Итогом исторического развития должно стать гармоническое сотрудничество всех наций, независимость которых — необходимая предпосылка социального прогресса. Независимость еврейского народа достижима лишь в национальном государстве, возрожденном в Палестине. Лучшим средством сохранения национальной самобытности евреев Гесс считает религию. Поэтому до создания в Палестине еврейских политических и социальных учреждений не следует вносить в еврейскую религию каких-либо изменений. В национальном еврейском государстве задачу приведения религиозных законов в соответствие с нуждами нового общества призван решать выборный Синедрион. Структура еврейского государства, по представлениям Гесса, должна базироваться на общенациональной собственности на землю; на правовых нормах, обеспечивающих процветание труда; на обобществлении сельского хозяйства, промышленности и торговли «в соответствии с Моисеевыми, то есть социалистическими принципами» («Рим и Иерусалим», письмо 12). Книга вызвала острую полемику и нападки на Гесса со стороны его товарищей по рабочему движению, но затем на некоторое время была забыта. Лишь с возникновением сионистского движения личность Гесса и «Рим и Иерусалим» были оценены по достоинству. Книгу стали переиздавать, переводить с немецкого на другие языки (в том числе на русский; новый перевод в сборнике «Рим и Иерусалим», Тель-Авив, 1979). Двухтомное собрание сочинений Гесса на иврите с примечаниями М. Бубера издано в 1954–56 гг. В последнее время возрос также интерес социалистов к Гессу. Останки Гесса, похороненные по его просьбе на еврейском кладбище в Дейце близ Кельна, были в 1961 г. перевезены в Израиль и покоятся на кладбище у озера Киннерет. Именем Гесса назван мошав Кфар-Хес. Показывать: |
Вход на сайтПоиск по блогам и форумамUser menuПоследние комментарии
weis RE:Подайте бедному копеечку на книжку с литреса... 1 день
Саша из Киева RE:Помни их имена 2 дня Isais RE:Древний Рим. Подборка книг 3 дня Isais RE:Как картинка из книжки старинной, услаждавшей мои вечера…... 1 день Isais RE:Древняя Греция. Читаем... 1 день Саша из Киева RE:Агрессия против разума. Информационный империализм 5 дней Саша из Киева RE:Рядом с нами 1 неделя Саша из Киева RE:Мир лесных птиц 1 неделя Саша из Киева RE:Нет счастья под оливами 1 неделя nehug@cheaphub.net RE:Доступ 1 неделя Саша из Киева RE:Они сражались с фашизмом 1 неделя Саша из Киева RE:В 2017 году... (Агентство печати 'Новости'. Ежегодник АПН... 1 неделя Саша из Киева RE:Человечество - это народы 1 неделя Саша из Киева RE:Молодость республики 2 недели Саша из Киева RE:Соха и Пятикнижие 2 недели sem14 RE:Не удаётся добавить книгу 3 недели Саша из Киева RE:Живу я в мире только раз... 3 недели Саша из Киева RE:Герои Израиля 3 недели Впечатления о книгах
ikravtso про Юлия Александровна Лавряшина
01 08 Цикл про Логова мне понравился. Интересные сюжеты, отличный язык, привлекательные герои (хотя можно было чуть поменьше говорить о невероятной обаятельности главного героя). Буду читать всё, что ещё появится в этой серии. Пять из пяти
miri.ness_ про Незнанский: Король казино (Полицейский детектив)
31 07 Надо бы как-то убрать дефисы в словах. Читать не смог.
187 про Преданья старины глубокой
29 07 Какя-то нездоровая фиксация у автора на соплях, прям смакует)))
скунс про Метельский: Кровь легиона [СИ] (Фэнтези, Самиздат, сетевая литература)
29 07 Читать интересно,понравилось Оценка: хорошо
polyn про Драйзер: Это безумие [litres] (Классическая проза)
28 07 Книга написана скупым на эмоции языком. Возможно по этой причине мне трудно было поверить в чувства и страдания героя. Лишний раз убедилась в том что талант не делает человека хорошим. Оценка: неплохо
udrees про Мантикор: Пламя внутри [СИ] (Боевая фантастика, Фэнтези, ЛитРПГ, Самиздат, сетевая литература)
28 07 Написано хорошо, описаний действий зашкаливает в книге. Любителям серии зайдет. Но иногда утомительно читать описание характеристик классов, которые занимают страницы и воспринимаются тяжело. Бои идут одни за другим, ненадолго ……… Оценка: отлично!
udrees про Михайлов: Пылающие дюзы-2 (Боевая фантастика, Космическая фантастика, Фантастика: прочее)
28 07 Продолжение истории про гросса радует хорошими сюжетными поворотами. На сей раз путешествуя на собственном корабле его приключения чем-то напоминают местами песнь вроде «Ревизора» Гоголя, когда одно звание «гросс» открывает ……… Оценка: отлично!
StrelaVV про Кукловод [Готина]
28 07 Прекрасное произведение - сколько страсти в отношениях всех ГГ..., интриги, зависть, любовь и ненависть, все перемешалось в королевском дворце между правящей семьей и их подданными.
Г.Гуслия про Переигровка
28 07 Странное впечатление. Полное фуфло, но написанное хорошим русским языком. Что изначально произошло с ГГ и почему вдруг проявились его таланты - непонятно. Кто его таинственная бабушка - непонятно. Кто и почему во всех книгах ………
Chita-Drita про Варей: Счастливая жизнь для осиротевших носочков [litres] (Современная проза)
27 07 Милая книга. Прочитала с большим удовольствием! Оценка: отлично!
polyn про Роуз: Одна из нас мертва (Триллер, Детективы: прочее)
27 07 Книга написана в духе психологического триллера, в нем почти все внимание сосредоточенно на предыстории преступления.большая В книге нет напряжения и ужасающих подробностей, она читается легко и быстро. Однако, несмотря ……… Оценка: отлично!
Oleg68 про Ветер: Святой Грааль (Фэнтези, Современная проза, Исторические приключения, Эзотерика)
27 07 Очень необычно и интересно. Это касается всей трилогии. Оценка: отлично! |