Вы здесьИоганн Готлиб Фихте
Биография
Ио́ганн Го́тлиб Фи́хте (нем. Johann Gottlieb Fichte, 19 мая 1762, Бишофсверда, Верхняя Лужица — 27 января 1814, Берлин) — немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта. Фихте часто воспринимается как фигура, чьи философские идеи послужили мостом между идеями Канта и германского идеалиста Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Так же как у Декарта и у Канта, проблема объективности и сознания служила мотивом его философских размышлений. Фихте также писал работы по политической философии, и из-за этого он воспринимается некоторыми философами как отец немецкого национализма. Повинуясь настояниям матери, молодой Фихте предполагал сделаться пастором, но смерть патрона отняла у него надежду получить желаемое место. Долго он боролся с нуждой, давая частные уроки. С 1788 года он делается домашним учителем в Цюрихе, где знакомится с Лафатером и Песталоцци, а также с Иоганной Рейн (племянницей Клопштока), на которой впоследствии женился. В 1790 году Фихте впервые изучает критическую философию: до этих пор он увлекался Спинозой и отвергал свободу воли. Особенно поразила его этическая сторона Кантовской философии: примирение антиномии свободы и необходимости и связанное с ним сознание возможности нравственности. Этические стремления являются для Фихте коренными источниками философского творчества. Неотделимость моральной стороны личности от развиваемых ею взглядов он выражает в словах: «какую философию изберёшь, зависит от того, что ты за человек». В 1791 году Фихте приехал в Кёнигсберг; здесь он познакомился с Кантом, которому прислал рукопись «Опыт критики всякого откровения». Кант одобрил его труд и подыскал для него издателя. Сочинение появилось в свет анонимным и было встречено публикой с величайшим сочувствием: оно было принято за произведение самого Канта по философии религии, которое ожидалось с нетерпением. Когда недоразумение выяснилось, Фихте сразу прославился. С 1794 по 1799 годы Фихте читал лекции в Йенском университете. В 1798 году он подвергся вместе с Форбергом обвинению в атеизме (по анонимному доносу) за статью «Об основании нашей веры в божественное мироправление», представлявшую введение к статье Форберга «Развитие понятия религии». Фихте заявил, что не признаёт себя виновным и, в случае получения публичного выговора, выйдет в отставку, что и было им сделано, когда он не нашёл поддержки со стороны своих университетских товарищей; даже Гёте находил, что о предметах, которых коснулся Фихте, «было бы лучше хранить глубокое молчание». В Берлине (1799), куда отправился Фихте, к нему сочувственно отнеслись и король, и общество. Он близко сошёлся с Шлегелями, с Шлейермахером, и вскоре стал читать публичные лекции, привлекавшие многочисленную аудиторию. В 1805 году он начал читать лекции в Эрлангене. Наступление французов вынудило его перебраться в Кёнигсберг, где он недолго читал лекции и подготовлял свои «Речи к немецкому народу», произнесённые им в Берлинской академии зимой 1807—8 годов. В условиях французской оккупации Германии Фихте обратился со своими речами «К германской нации» (1808), в которых призывал к моральному возрождению немцев и впадал во многие националистические преувеличения. В 1809 году был основан Берлинский университет, где Фихте занял кафедру философии. Он умер 29 января 1814 года в Берлине, заразившись горячкой от жены, самоотверженно посвятившей себя уходу за ранеными в военных лазаретах. Как личность, Фихте, несомненно, представляет черты великого характера: единство и цельность натуры, честность и прямота, в связи со стремлением к независимости и замечательным самообладанием — вот главные его свойства. Оборотная их сторона — некоторое упрямство, жёсткость и бедность фантазии; Якоби говорит о «логическом фанатизме» Фихте. Императивный характер мышления Фихте сказывается иногда даже в тех внешних формах, которые он придаёт своей мысли — достаточно вспомнить хотя бы заглавие одной из его статей: «Sonnenklarer Bericht, ein Versuch den Leser zum Verstehen zu zwingen» (Ясный как день рассказ, попытка принудить читателя понимать). Шеллинг и его жена сочинили по этому поводу остроумное четверостишие: «Zweifle an der Sonne Klarheit, zweifle an der Sterne Licht, Leser, nur an meiner Wahrheit und an deiner Dummheit nicht!» (Сомневайся в солнце ясном, сомневайся в свете звезд, читатель, лишь в глупости твоей и истинности нашей, сомнения нет) Теоретическая философия имела в глазах Фихте служебное назначение по отношению к практической. Вот почему Фихте, как и Сократ, не углубляется в исследование натурфилософских проблем: этический интерес преобладает в его душе над интересом теоретическим (вдобавок, ему недоставало и научных знаний). Равным образом Фихте уделяет очень мало места в своих философских трудах эстетическим вопросам — черта, напоминающая Платона и Спинозу. Важнейшие произведения Фихте посвящены метафизике, философии права, этике, философии истории, социальной педагогике и философии религии. Сортировать по: Показывать: |
Вход на сайтПоиск по блогам и форумамUser menuПоследние комментарии
Isais RE:Обновление FictionBook Editor 2 часа
Incanter RE:Беженцы с Флибусты 3 часа palla RE:Флибуста конец? 3 часа aidarfar RE:Подайте бедному копеечку на книжку с литреса... 3 часа Isais RE:Как тут читать и скачивать книги? 1 день konst1 RE:Домен и сертификаты 2 дня HEPO RE:Багрепорт - 2 2 дня Саша из Киева RE:Помогите найти книгу! 3 дня Саша из Киева RE:Меж двух Америк 2 недели Саша из Киева RE:Красная каска 2 недели Isais RE:Семейственность в литературе 2 недели sem14 RE:Баг сервиса "Координация сканирования и вычитки" 2 недели Isais RE:Древний Рим. Подборка книг 3 недели konst1 RE:Сборник - Антология сатиры и юмора России XX века. Том 3. ... 3 недели Isais RE:Детство, опаленное войной (Вторая мировая 1939-1945 и ВОВ) 1 месяц larin RE:не открывается книга 1 месяц Саша из Киева RE:Всё - даже свою жизнь! 1 месяц sem14 RE:«Блуждающие звезды», серия издательства «Книжники» 1 месяц Впечатления о книгах
dolle про Цысинь: Задача трех тел [The Three-Body Problem ru] (Научная фантастика)
27 09 В первой книге интересно читать про китай , китайцев, культурную революцию из первых уст "первого" китайского фантаста.Сама фантастика на уровне СИ.Вторую книгу осилил с трудом , остальные не заинтересовали ,хотя автор и ученый ,многие идеи очень спорны. Оценка: хорошо
Columbus про Глебов: Запрет на вмешательство [СИ litres] (Боевая фантастика, Героическая фантастика, Попаданцы, Самиздат, сетевая литература)
27 09 Совершенно немотивированное вступление в боевые действия инопланетянина на стороне СССР. Начистили тебе хлебало и повезли на фронт. Прирежь конвой и свали на противоположную сторону или, что логичнее, лесами-полями иди в нейтральные ……… Оценка: нечитаемо
dolle про Дяченко: Vita Nostra. Работа над ошибками (Героическая фантастика, Социальная фантастика, Научная фантастика)
27 09 .Первая книга великолепна и самодостаточна .Вся проблема в завышенных ожиданиях от продолжения.В фильме "Криминальное чтиво" сам Тарантино не знал что в чемодане ,а Дяченко открыли свой чемодан через 14 лет и вывали всю эту ……… Оценка: отлично!
dolle про Фонд: Конторщица [СИ] (Альтернативная история, Попаданцы, Самиздат, сетевая литература)
27 09 Если не обращать внимание на заклепки , описание жизни почти достоверно для тех кто застал СССР и адаптировано для тех кто родился при капитализме , но читателю важен не поиск неточностей , а интерес . При таком простеньком ……… Оценка: неплохо
dolle про Лукьяненко: Месяц за Рубиконом [litres] (Героическая фантастика, Космическая фантастика, Социальная фантастика)
27 09 Увлекательно , но через месяц уже не помню о чем . Обычный конструктор фантастики от Лукьяненко . Оценка: хорошо
dolle про Михайлов: ПереКРЕСТок одиночества 4. Часть 2 [СИ] (Детективная фантастика, Социальная фантастика, Фантастика: прочее, Самиздат, сетевая литература)
27 09 Михайлов вовремя завершил цикл,этот ледяной мир мал , однообразен и перспектив развития сюжета как у Низшего особо нет, все точки над " i "автор расставил и вполне логично завершил на пятой книге. Финал открытый , но это не точно. Оценка: хорошо
Masterion про Изотов: Убить топа (Боевая фантастика, Героическая фантастика, ЛитРПГ, Самиздат, сетевая литература)
27 09 Шляпа лютая. Брызжет пафосом и тупостью. ГГ в реале свинья, вытирающая об себя руки, забивающая на мойку посуды по несколько дней, и живущая в тесном свинарнике. Он постоянно повторяет "Я же профи". При этом, идя на заказ ……… Оценка: нечитаемо
Masterion про Корнев: Цейтнот. Том I [СИ] (Боевая фантастика, Социальная фантастика, Шпионский детектив, Технофэнтези, Самиздат, сетевая литература)
27 09 Нечитаемая муть. Начиналась серия просто отлично, магия, развитие, все дела. В конце скатилась в унылую бытовуху с псевдореволюционными звиздостраданиями. Не ожидал от Корнева такой... даже не халтуры - видно, что старается. ………
Masterion про Винтеркей: Антидемон [СИ litres] (Фэнтези, Попаданцы, Самиздат, сетевая литература)
27 09 Примитив. Автор негров себе завел? Даже по стилю и близко на "Эгиду" не похоже. Скучно, нудно, инфантильно.
Masterion про отшельник: Наемник «S» ранга [СИ] (Фэнтези, Самиздат, сетевая литература)
27 09 Примитив. С перекосом на тему секса. Автору не дают что-ли?
Masterion про Коткин: Сережа, не обижай демонов [СИ] (Фэнтези, Попаданцы, Самиздат, сетевая литература)
27 09 Хрень. Или даже эклектичная хтонь. Автор, в попытке выделится из огромной толпы графоманов, которых внезапно торкнуло, что они мамкины пейсатели, решил смешать ЛитРПГ и боярку. Но забыл, что если в бочку мёда добавить ложку говна, то получится бочка говна. Оценка: нечитаемо
Masterion про Глебов: Запрет на вмешательство [СИ litres] (Боевая фантастика, Героическая фантастика, Попаданцы, Самиздат, сетевая литература)
27 09 Отлично. Уж насколько я не любитель космической фантастики... но это на 5 баллов. Оценка: отлично! |