Вы здесьХиллел Цейтлин
Биография
В 1900 г. Цейтлин опубликовал монографию о Барухе Спинозе. Цейтлин увлекся идеями Ф. Ницше, и в 1905 г. вышла его книга об этом философе. Цейтлин отказался принять распространенный взгляд на Ницше как на атеиста, он считал, что под маской безбожника скрывается «страстный, вплоть до помешательства, искатель Бога». В ранний период творчества Цейтлин отошел от иудаизма, однако не порвал с еврейством окончательно. Около 1906 г. он вновь возвратился к соблюдению заповедей Торы и со временем стал одним из крупнейших еврейских религиозных философов своего времени. В 1907 г. Цейтлин поселился в Варшаве и в течение всей жизни сотрудничал в газетах на идиш: «Хайнт» и «Момент», публиковал в них заметки и большие программные статьи. Цейтлин был популярным и влиятельным публицистом, одним из властителей дум поколения. Погромы 1903 г. и 1905–1906 гг. потрясли Цейтлина, и он опубликовал работу «Ал ха-зевах» («О жертвоприношении» или «О резне»; 1905). В ней Цейтлин выразил глубокую тревогу по поводу дальнейшей судьбы еврейского народа, не покидавшую его на протяжении всей жизни. (И. Саде, основатель Палмаха, писал в своих воспоминаниях, что именно выступления Цейтлина на эту тему побудили его посвятить себя делу создания еврейских вооруженных сил.) Большое влияние на современников оказали «Бривелех цу дер идишер югнт» — «Письма к еврейскому юношеству» (переводились на иврит), напечатанные первоначально в газете «Хайнт» и включенные затем в книгу «Дер алеф-бейс фун иднтум» («Начала иудаизма», Варшава, 1912). Современники сравнивали значение этой работы Цейтлина для сохранения в новых условиях авторитета еврейской религии со значением «Море невухим» Маймонида. В ней Цейтлин попытался с точки зрения традиционного иудаизма дать ответы на основные вопросы, поставленные современностью: о цели жизни отдельного человека и цели мирового исторического процесса, о месте народа Израиля среди народов мира, о Мессии и об открытии Божественного начала в душе человека — стремясь связать современную философскую мысль с многовековой еврейской традицией. Книга неоднократно переиздавалась на иврите и на идиш. В вопросе о роли сионизма в процессе избавления взгляды Цейтлина были близки к взглядам раввина А. И. Кука. Перед началом Первой мировой войны Цейтлин вновь обратился к хасидизму. Он написал на эту тему ряд трудов, в том числе книгу «Дер алтер ребе» — об основателе Хабада рабби Шнеуре Залмане из Ляд (книга сначала была опубликована в 1912–13 гг. в виде серии статей в газете «Момент»); книгу «Ха-хасидут ле-шитотеха у-зрамейха» («Хасидизм, его направления и течения», Варшава, 1910). Личность и учение рабби Нахмана из Брацлава занимали Цейтлина на протяжении всей жизни. Еще в своей первой статье он обещал написать книгу, посвященную цаддику из Брацлава, а одна из последних статей Цейтлина называется «Оро шел машиах бе-торат ха-браслави» («Свет Мессии в учении брацлавского цаддика»); рабби Нахману посвящены также две работы Цейтлина: «Рабби Нахман ми-Браслав, хаяв, сфарав ве-торато» («Рабби Нахман из Брацлава, его жизнь, книги и учение», 1910) «Реб Нахман Брасловер, дер зеер фун Подолие» («Рабби Нахман из Брацлава, провидец из Подолии» — в газете «Момент», 1932–33; в виде книги — 1952, Н.-Й.). В годы Первой мировой войны Цейтлин обратился к изучению еврейского мистицизма, доказывая, что иудаизм изначально мистичен, а не рационалистичен. Этой теме посвящена книга «Ал гвул шней оламот» («На границе двух миров», «Ха-Ткуфа», 4, 1919), «Кадмут ха-мисторин бе-Исраэль» («Древность еврейской мистики» — «Ха-Ткуфа», 5, 1921) и другие. В начале 1920-х гг. Цейтлин переводил на иврит книгу Зохар (вышел в свет комментированный перевод начальных глав) и написал исследование «Мафтеах ле-сефер ха-Зохар» («Ключ к книге Зохар»), в систематической форме излагающее основную концепцию книги. В период между двумя войнами дом Цейтлина в Варшаве стал местом встречи еврейских интеллектуалов, принадлежавших к различным философским и политическим течениям. В последний период своей жизни Цейтлин с особой силой предчувствовал надвигавшуюся Катастрофу. В книге «Сафран шел яхидим» («Хранитель книг для избранных», Варшава, 1928) Цейтлин писал, что исправление мира может быть достигнуто путем преобразования жизни каждого отдельного человека и всего общества по законам Торы. Цейтлин обращался к «избранным среди избранных» с призывом присоединиться к организуемым им кружкам «Бней хейха́ла» (`Сыновья Храма` по-арамейски; несколько глав книги написаны на арамейском языке в стиле книги Зохар). По замыслу Цейтлина, члены этих кружков должны были путем самоусовершенствования, молитвы и изучения священных книг возродить «истинный хасидизм» рабби Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това, поднять духовный уровень еврейского народа и таким образом предотвратить катастрофу. В том же году Цейтлин опубликовал книгу «Давар ла-аммим» («Обращение к народам мира»), в которой содержится страстный призыв исполнять волю Творца (см. Ноевых сынов законы), перестать преследовать евреев и не мешать избавлению. Последняя книга Цейтлина — «Дмама ве-кол» («Безмолвие и голос», 1936) — подводит итоги духовных исканий Цейтлина Он призывал евреев вернуться в Эрец-Исраэль, перестроить жизнь еврейского народа на основе заповедей Торы, восстановить Синедрион, духовно очиститься. Цейтлин был убит на пути в лагерь уничтожения Треблинка (он шел в таллите и с тфиллин). Книги Цейтлина неоднократно переиздавались. Показывать: |
Вход на сайтПоиск по блогам и форумамUser menuПоследние комментарии
kopak RE:О группе Дятлова. О той самой, того самого... 15 часов
monochka RE:Подайте бедному копеечку на книжку с литреса... 11 часов Isais RE:Катя Водянова - Дом и два жениха в придачу 4 дня Aleks_Sim RE:Прошу переформатировать, распознать, etc... 5 дней kopak RE:Таинственная личность админа Флибусты 1 неделя Саша из Киева RE:Кто сможет раздобыть и оцифровать нужные мне книги? 1 неделя Isais RE:Дмитрий Анатольевич Горчев - ЖЖ Дмитрия Горчева (2009–2010) 2 недели Саша из Киева RE:Детям о Ленине (Издание 1965 года) 2 недели Саша из Киева RE:Приключения Мишки-Ушастика (Перевод Марата Брухнова) 2 недели babajga RE:Белая княжна 3 недели Isais RE:Файл достаточно хорош. Нет смысла в его улучшении. Ага,... 4 недели mazay RE:Sleepy Xoma - Bagⲣѱnoⲣojdennaѱ 1 месяц zlyaka RE:С Новым годом! 1 месяц Isais RE:Детство, опаленное войной (Вторая мировая 1939-1945 и ВОВ) 1 месяц SparkySpirit RE:Жорж Санд - переводы 19 века 1 месяц Саша из Киева RE:Наш дом - СССР 1 месяц babajga RE:Чернушка. Повести 1 месяц Саша из Киева RE:Сказки далёких островов 1 месяц Впечатления о книгах
Синявский про Михаил Николаевич Щукин
02 02 На 72-м году жизни 2 февраля скончался член Союза писателей РФ, лауреат литературных премий, редактор старейшего литературного журнала страны "Сибирские огни" Михаил Щукин.
ne_fanat про Тени в тёмных углах
02 02 Стиль точно не его, но следы правки с характерными оботцами прослеживаются. Думаю. писал негр, а мэтр добавил свою правку.
Belomor.canal про Свечин: Подельник века [litres] (Детективная фантастика, Исторический детектив, Попаданцы)
02 02 Прочитал треть и далее ни как. Рассчитано на очень терпеливого читателя. Оценка: плохо
дядя_Андрей про Еловенко: Мы - силы (Научная фантастика)
02 02 М-да-а, похоже, что Данила Богров всё же был не прав. Сила в Правде, говорите? Да, вот х[цензура]й! ПРАВДА В СИЛЕ! Оценка: неплохо
Kiesza про Радов: Магия в крови: Свет чужих Галактик [СИ] (Фэнтези, Научная фантастика, Самиздат, сетевая литература)
01 02 Скучно. А тема хороша - похищение злобным инопланетянином, возможности мага... правда маг какой-то урезанный. Оценивать не возьмусь, но не рекомендую.
mysevra про Степанов: Дезертир [полный вариант] (Боевая фантастика)
01 02 Первая книга - на отлично! Вторая не стоит затраченого времени. Оценка: отлично!
mysevra про Левицкий: Воины Зоны (Боевая фантастика)
01 02 Неплохой язык, простоватый сюжет, много описаний армейской бытовухи. На любителя. Оценка: плохо
Barbud про Риддер: Учитель. Назад в СССР (Альтернативная история, Попаданцы, Самиздат, сетевая литература)
01 02 Скучища редкостная. Автор (или соавторы) пытаются писать живо и образно, изредка местами это даже получается, но в целом действие еле тащится обдолбанной улиткой и эта вялая неторопливость отвращает от дальнейшего чтения. ……… Оценка: нечитаемо
скунс про Алмазов: Мечников. Живое проклятье (Альтернативная история, Попаданцы, Самиздат, сетевая литература)
31 01 Хорошо написано,читать интересно Оценка: хорошо
Kiesza про Полтавченко: В прицеле «Азов» (Современная проза, О войне, Роман)
31 01 ...длительное время осваивающего технику китайского боевого искусства вин-чун..." ............ Ой, не смешите мои тапочки! Сам из Донецкой области, тамошние парни по зубам врезать горазды, но "длительно осваивают" ……… Оценка: нечитаемо
obivatel про Игра [Земляной]
31 01 Кооперативные движения обеспечивающие 40% ВВП в 1978 (эпиграф ко второй главе) это, безусловно, параллельная реальность. Такое могло сложиться только если Сталин не умер в 53 и Берия стал преемником. Очень параллельная реальность, ………
Belomor.canal про Свечин: Пуля времени [litres] (Детективная фантастика, Исторический детектив, Попаданцы)
31 01 Вполне читаемо, хотя местами ну уж очень затянуто. Маловато фактуры, а хотелось бы - таки центр Москвы в 12 году можно было и более детально описать - первые авто, гаражи и конки... Посмотрим, что во второй части Оценка: неплохо |