Георгий Грачев

Биография

Леонид Ефимович Пинский (6.11.1906, Брагин, Могилёвская губерния, Российская империя — 26.2.1981, Москва, СССР) — советский филолог, педагог, специалист по истории западноевропейской литературы XVII—XVIII веков, мыслитель-эссеист.
Родился в семье меламеда. Вырос на Украине. Среднюю школу окончил в 1923 году в Новгороде-Северском, после чего работал в сельских школах Черниговской области. В1926—1930 годах учился на литературно-лингвистическом отделении Киевского университета, одновременно работая учителем в киевской школе. После окончания университета распределён преподавателем украинской литературы в Молдавский педагогический институт (Тирасполь). С 1933 года — в Москве, в 1933—1936 годах — аспирант кафедры всеобщей литературы Московского педагогического института им. Бубнова (научный руководитель — Борис Пуришев), защитил кандидатскую диссертацию «Смех Франсуа Рабле». Затем два года работал в Курском пединституте.
С 1938 года — доцент кафедры истории зарубежных литератур филологического факультета Московского института философии, литературы и истории (ИФЛИ, с 1942 года преобразован в филологический факультет МГУ). В октябре 1941 года добровольцем ушёл на фронт в составе 3-ей дивизии московского народного ополчения. Согласно правительственному распоряжению о возвращении научных работников, служивших рядовыми, он был отозван в феврале 1942 года для преподавательской работы в МГУ. По совместительству читал лекции в Ярославле и Загорске, а с 1944 года — ещё и в Военном институте иностранных языков (читал там курс классических литератур Востока). С 1948 года подвергался взысканиям со стороны парторганизации филологического факультета МГУ за «низкопоклонство перед Западом» и «космополитизм»; в защиту учёного выступили студенты, среди которых Пинский пользовался огромным авторитетом.
В июне 1951 года, в разгар борьбы с космополитизмом, Пинский по доносу активного секретного сотрудника органов госбезопасности в тогдашней гуманитарной среде Якова Эльсберга был арестован органами госбезопасности, осуждён по статье 58-10 ч. 1 УК РСФСР на 10 лет лагерей и пожизненную ссылку в отдалённые районы Сибири. Срок отбывал в Унженских исправительно-трудовых лагерях. В сентябре 1956 года реабилитирован Верховным судом СССР.
Жил в Москве. К преподаванию допущен не был (или сам не захотел вернуться в университет), работал над статьями по истории европейской культуры: основной областью его энциклопедических интересов была эпоха Возрождения, прежде всего — в Англии и Испании (Шекспир, Грасиан, Сервантес). Пинский высоко оценил диссертацию М. Бахтина о творчестве Рабле, вместе с другими способствовал публикации её книгой, написал развернутую рецензию на монографию в журнале «Вопросы литературы» (1966), поддерживал отношения с Бахтиным до самой его смерти. Опубликовал две книги исследований по западноевропейской литературе, ему принадлежит послесловие к публикации «Разговора о Данте» О. Мандельштама (1967). В 1963 году был принят в Союз писателей СССР.
В 1960—1970-е Пинский принимает активное участие в диссидентском движении. У себя дома он вместе с женой, переводчицей Евгенией Михайловной Лысенко, организует так называемые «пятницы» — еженедельные дружеские собрания деятелей советской подпольной культуры, на которых обсуждались актуальные вопросы философии, литературы, искусства и общественной жизни. В них участвовали, среди прочих, В. Шаламов, Венедикт Ерофеев, А. Галич, В. Некрасов, И. Губерман, А. Штромас. Пинский дружил с Надеждой Мандельштам, Евгенией Гинзбург, Борисом Чичибабиным, Григорием Померанцем, Всеволодом Некрасовым, Генрихом Сапгиром, Вадимом Козовым. Также он поддерживал тесные связи с художниками-«лианозовцами», был дружен с Оскаром Рабиным, Анатолием Зверевым, принимал участие в издании журнала «Синтаксис».
В марте 1966 года вместе с большой группой писателей и учёных подписал коллективное письмо Президиуму XXIII съезда КПСС с просьбой об освобождении на поруки А. Синявского и Ю. Даниэля. Принимал участие во множестве других петиций и кампаний в защиту политзаключённых.
В мае 1972 года в квартире Пинского был произведен обыск сотрудниками КГБ. Леониду Ефимовичу была перекрыта дорога в печать. Он прочёл несколько лекций на дому в узком кругу друзей, продолжил внежанровые фрагментарные записи лагерного времени (эссе, афоризмы, поденные записки), лишь частично опубликованные перед самой его смертью под псевдонимом в журнале «Синтаксис», а в развёрнутом, систематизированном виде изданные книгой лишь много лет спустя (2007). Множеству замыслов учёного было не суждено реализоваться. Леонид Ефимович Пинский скончался от скоротечной раковой болезни.
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Жена — переводчица Евгения Михайловна Лысенко (1919−2005).

Основные труды
«Реализм эпохи Возрождения» (1961)
«Шекспир. Основы драматургии» (1971)
«Магистральный сюжет» (1989):
Лирика Франсуа Вийона и поздняя готика
Комедии Шекспира
Пертская Красавица (о Вальтере Скотте)
«Гусман де Альфараче»
Испанский «Хромой Бес»
Жизнь и творчество Бальтасара Грасиана
Сюжет-фабула и сюжет-ситуация (о Сервантесе)
Комическое
Юмор
Новая концепция комического (о книге Бахтина)
Поэтика Данте в освещении поэта (о книге Мандельштама «Разговор о Данте»)
«Ренессанс. Барокко. Просвещение» (2002):
Ренессанс и барокко
Эразм Роттердамский и его «Похвальное слово Глупости»
«Жизнеописание» Челлини и ренессансная этика «доблести»
Кристофер Марло. «Трагическая история доктора Фауста» [Предисловие]
Сюжет «Дон Кихота» и конец реализма Возрождения
«Гусман де Альфараче» и поэтика плутовского романа
Испанский «Хромой Бес»
Жизнь и творчество Бальтасара Грасиана
«Минимы» (2007)
Взято с википедии



Показывать:
Выбрать всё    

Составитель

Бальтасар Грасиан. Карманный оракул; Критикон

Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом, коллаборативной фильтрации и других удобств.

RSS

molodilo про Грасиан: Карманный оракул [Homme de cour ru] (Древнеевропейская литература, Афоризмы) 02 02
Это очень необычная книга афоризмов.
Обычно афоризмы бывают либо хлесткими, как пословицы, либо просто цитатами.
В этой же книге автор не только высказывает свои мысли, но и разъясняет их. Причем делает это в очень своеобразной, простой форме, так не похожей на других философов.
Я бы сказал - это пример того, каким должен быть идеальный сборник афоризмов.

X