История русской общественной мысли. Т. 2 (pdf)

Разумник Васильевич Иванов-Разумник
История русской общественной мысли. Т. 2 7M, 538 с.   (скачать pdf)
издано в 1911 г.
Добавлена: 28.04.2012

Аннотация

История русской общественной мысли есть история русской интеллигенции
История русской общественной мысли есть история русской интеллигенции: этой формулой яснее всего определяется содержание настоящей книги. Проследить с наиболее общей точки зрения за последовательным развитием общественных, этических и эстетических воззрений, преемственно связанных между собою и образующих непрерывный ряд находящихся в логической связи мировоззрений и "мировоздействий" - это значит составить историю русского сознания, историю русской общественной мысли; проследить за последовательным развитием и разветвлением различных общественных групп, в которых беспрерывно совершается процесс выработки определенных мировоззрений - это значит составить историю русской интеллигенции. Такова внутренняя сущность и внешняя форма содержания предлагаемой книги.
В 1907 выходит книга Иванова-Разумника (1878–1946) История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни ХIХ в. В борьбе с «мещанством» («с всесветным Хамом») он видел историческую миссию интеллигенции, которая противостоит «пошлой», обыденной психологии, отстаивая верховенство разума, значение нравственных и эстетических идеалов. По своим политическим убеждениям был близок к эсерам. В 1917 редактировал эсеровскую газету «Дело народа». В 1917–1918 вместе с А.Белым издает сборник Скифы. В 1919–1924 участвует в создании и работе Вольной философской ассоциации. В 1930-е годы неоднократно подвергался арестам, находился в ссылке. В 1942 оказался в зоне оккупации и был отправлен в Германию. Собственную философскую позицию Иванов-Разумник определял как «имманентный субъективизм» и считал себя продолжателем общественно-политических идей А.И.Герцена, Н.К.Михайловского, П.Л.Лаврова. Так же, как и его предшественники, он обосновывал решающее значение личности и ее активности в общественно-историческом процессе. Эта творческая активность делает возможным «духовный прогресс» и позволяет избежать тупиков как «беспредельной пошлости» буржуазной цивилизации, так и «мещанского социализма».
Эта книга - интереснейшая энциклопедия русской духовной жизни ХIХ в.




Впечатления о книге:  

X