С. Лукьяненко, «Конкуренты»

Представьте себе такую картину. Некто, называющий себя представителем некой фирмы, предлагает вам беспроигрышную лотерею. Ваше сознание перепишут в другое тело, находящееся далеко-далеко (может быть даже и не в нашем мире), где на его долю выпадут потрясающие приключения. Потом, когда ваша копия справится с заданием и выполнит контракт, ваше сознание снова вернётся к вам и будет органично встроено в воспоминания. Так что у вас есть уникальный шанс, образно говоря, не вставая с дивана пережить тако-о-е!.. И всё это совершенно безопасно. Ну, правда, если вашу зазеркальную копию таки убьют, то придётся обойтись без воспоминаний. Но сами-то вы ничем не рискуете, так что дело верное! Соглашайтесь!

На этом месте опытные читатели меня, разумеется, прервут. И воскликнут: «Васильев! «Сердца и моторы»!» И будут частично правы.

Да, это действительно Васильев. Но одновременно это и Лукьяненко, позаимствовавший у Васильева вышеописанную завязку. Африканские туземцы в своё время высказывались в таком духе: «Если у меня угонят скот — то это, конечно, зло. Если я угоню у кого-то скот — это, разумеется, добро!» Древние римляне выразили похожую мысль всем известным афоризмом: «Quod licet Jovi — non licet bovi». В общем, если какой-нибудь начинающий писатель честно слизал нечто у другого писателя, то это плагиат и эпигонство. Но если то же самое сделал писатель матёрый и опытный — то это благородное заимствование! Вполне себе корректный литературный приём, тыщу лет как используется.

Лукьяненко, конечно же, писатель опытный. И ему такие фокусы позволительны. В каких-нибудь Северо-Американских Соединённых Штатах, где слишком серьёзно относятся к авторским правам, на него, быть может, даже в суд бы подали. А что? И по меньшим поводам судились, ещё и выигрывали иногда. Надо же бороться с литературным пиратством?

К счастью, мы не в САСШ. А Васильев — нормальный человек, а не больной на всю голову поборник копирайта. Так что товарищ Webdiver не получит очередного повода злорадно заявить мне: «А ты знаешь, что Лукьяненко...» Вот и чудненько.

Вернёмся, однако, к «Конкурентам». У Васильева сознание героев копируется «за барьер», проницаемый для компьютерных программ (там вообще всё заморочено и непонятно). У Лукьяненко сознание героя копируется в далёкую-предалёкую галактику, доступную нам в виде онлайновой игрушки по адресу «вэвэвэ-звездотрясение-точка-ру». Чтобы намекнуть непонятливым, у кого заимствован сюжет, главный герой среди прочих вариантов своего псевдонима рассматривает имя «Бай».

Традиционный Семецкий — и там и там. У Васильева его традиционно убивают нафиг, у более позднего Лукьяненко он фигурирует как «человек, которого гарантированно нет в России».

О! Кое-что новенькое! У Васильева герои, оставшиеся по эту сторону барьера тупо пьют водку и думают о том, как «где-то за непроницаемым барьером его двойник будет бороться с опасностями, чужими, как мысли насекомых. Точнее, даже не двойник — он сам, часть его сущности, отделённая могуществом кристаллических процессоров...» У Лукьяненко же герои развивают бурную деятельность, дабы раскрыть подлый заговор коварных пришельцев-похитителей... Ну, надо ж и своего добавить, правильно?

В общем, сюжет в подробностях рассказывать не буду. Во-первых, будет неинтересно читать. Во-вторых, сюжета, как такового, нет. В-третьих, что там рассказывать? В «Космических рейнджеров» играли? Ну вот, процентов на девяносто — то же самое. Герои летают на космических кораблях, апгрейдят их по мере надобности, сражаются друг с другом и с воинственными пришельцами (а как же без них?)... Короче, стандартное одноразовое чтиво — новеллизация, она и в Африке новеллизация.

Понравилось упоминание про завалявшийся на космической станции «...старый концерт исполнителя блатного шансона Михаила Круга с украинскими субтитрами». Это для тех, кто в курсе и может оценить намёк.

Не понравился маленький глючок-с, когда главный герой, беря в плен злодеев, сидящих в креслах, требует от них заложить руки за голову, а ноги — под кресло. Обычно делают наоборот — ноги ставят как можно дальше от кресла. Желающие могут попробовать вскочить из такого положения и на своём опыте убедиться, что сделать это, не подтянув ноги ближе, нельзя. Этот опыт описан ещё в «Занимательной физике» Перельмана, странно, что автор о нём не вспомнил.

А теперь о грустном. На гордое звание «романа» произведение не тянет. После прочтения для меня так и осталось непонятным главное — о чём оно? Не, конечно, если «Отелло» это «про то, как мужик бабу задушил», тогда «Конкуренты» — про то как летают на космических кораблях и сражаются с Чужими. Но если полезть глубже в поисках какой-то мысли — облом-с! Летают, стреляют, торгуют... иногда даже думают (попадаются фразы, типа, «я задумался»), но всё это на поверхности. А под нею пустота.

Если те же «Линия грёз» плюс «Императоры иллюзий» были мгновенно растасканы на крылатые выражения и цитаты, то из «Конкурентов» для дальнейшего употребления осталась только фраза «я по натуре фрилансер». А ведь когда-то толпы восторженных игроманов утверждали, что «Линия грёз» написана «по игре»! Да, написана. Но это не новеллизация! От игры там остались рожки да ножки — а остальное послужило благородным литературным целям. «Конкуренты» же изначально втискивались в прокрустово ложе игрового процесса, который надо было показать возможно подробнее. А на проработку героев, характеров, идей и так далее времени (или места) уже не было. Вот и получилось: герои — картонные, характеры — примитивные, идеи — отсутствуют.

Эх-х... И главное ж, упрекнуть-то Лукьяненко не в чем! К примеру, есть у нас гениальнейший композитор, написавший какую-нить замечательную оперу (сюиту, увертюру, симфонию — нужное подчеркнуть. Народ слушает и восторгается чарующими звуками, гармонично сливающимся многоголосьем инструментов. И тут приходит к нашему композитору какой-нить новорусский Вован и говорит: «слабай-ка мне эту твою сифонию в виде рингтона на мобилу!» Типа, чтобы ни у кого такого не было, а у Вована — во! И композитор берёт в руки редактор и пытается втиснуть симфонический оркестр в дюжину MIDIшных инструментов. То, что получается в результате, к оригиналу имеет примерно такое же отношение, как боевик «Корявый против Припадочного» к нормальной литературе. Но Вован доволен. Потому как делал ему рингтон не абы кто, а сам известный композитор Такой-то!

Другое дело, стоит ли композитору позориться ради денег, данных ему Вованом? Что ему важнее: деньги или уважение слушателей? Но на этот вопрос каждый отвечает сам, и наша точка зрения может не совпадать с точкой зрения композитора.

Вот и Лукьяненко не виноват. В годы моей молодости была популярная попсовая песня «Я его слепила из того, что было. А потом что было — то и полюбила». «Конкурентов» слепили из игрового материала. Нам предлагается их полюбить. Я, пожалуй, воздержусь...

Оригинал: http://morthan2006.livejournal.com/119617.html

Комментарии

жму руку! и записываю в друзья в жж.

Ну у Лукьяненко и Васильева часто сюжеты пересекаются. Есть даже совместные книги, так что я думаю они сами знаю, кто друг у друга спер... А семцкого - где только не убивают.. например его еще у Белянина убивают... в романе Моя жена - ведьма.

Почему сразу "спёр"? Позаимствовал! :-)

А насчёт убивания Семецкого подробно разъяснил товарищ Дивов:
http://beauty-n-beast.livejournal.com/24225.html

А в чём мораль? =)
Просто не видел в отзывах жалоб на плагиат. А про то что не «Линия грёз», так после «Последнего дозора» уж и не надеялся никто…
Ну не будет у бывшего Доктора-Ливси больше книжки, после прочтения которой у читателей появлялись вопросы типа «как правильно произносить имена Т/сан и Кас/с/ис?». Не будут выискиваться багги, принимаемые за «фичи» - «Луч не "промоделированный", а "промодулированный"», «Гамма Капеллы» и т.д. Что тут такого?..

Зато в этом рекламном буклете есть интересная строчка. Только одна, но зато очень интересная, если помнить что Доктор торжественно клялся использовать реальные имена реальных игроков…

– Ну орел, – сказал, хихикая, Бледный Лис. – Подставил Сасу Босса. Он, конечно, давно нарывался – и Крестоносец, и Мастдай на него зуб имели. Но ты дал им повод.

Очень интересно, Кто такой Саса Босс, чем он всех достал в игре, и правда ли его заколошматили Кретсоносец и Мастдай… Да и о судьбе этих двух узнать бы… Эх… Не была б игра браузеркой… Ёлки-палки, не мог Доктор наняться Еву рекламировать?..

Морали нет и не планировалось. Да и не в плагиате дело. Просто если бы Лукьяненко позаимствовал сюжетный ход и сделал из него конфетку - я бы первый начал восторгаться. А так - "ну не шмогла я, не шмогла".

Какая разница, кто у кого позаимствовал? Важно что получилось в результате...

Кодировщик написал:
А в чём мораль? =)
Просто не видел в отзывах жалоб на плагиат. А про то что не «Линия грёз», так после «Последнего дозора» уж и не надеялся никто…
Ну не будет у бывшего Доктора-Ливси больше книжки, после прочтения которой у читателей появлялись вопросы типа «как правильно произносить имена Т/сан и Кас/с/ис?». Не будут выискиваться багги, принимаемые за «фичи» - «Луч не "промоделированный", а "промодулированный"», «Гамма Капеллы» и т.д. Что тут такого?..

Блин! Гениально сказано!!!
Недаром загнулся сайт "неофициального FAQ по книгами Лукьяненко".

Цитата:
Потом, когда ваша копия справится с заданием и выполнит контракт, ваше сознание снова вернётся к вам и будет органично встроено в воспоминания. Так что у вас есть уникальный шанс, образно говоря, не вставая с дивана пережить тако-о-е!.. И всё это совершенно безопасно. Ну, правда, если вашу зазеркальную копию таки убьют, то придётся обойтись без воспоминаний. Но сами-то вы ничем не рискуете, так что дело верное! Соглашайтесь!

А еще "Рыцари сорока островов", была там такая версия. И что?
Если бы автор писал ПО МОТИВАМ игры, как ЛГ/ИИ, тогда было бы гораздо меньше ограничений.
А так вполне себе книжка, главное, чтобы Лука Трикса в том виде, как сейчас не выпустил.

Да, про "Рыцарей" мне тоже уже сказали:
http://morthan2006.livejournal.com/119617.html?thread=217409#t217409

Следующая книга будет называться "Партнёры" и будет ещё хуже.

А еще завязка напоминает Шекли, "Обмен разумов".

навеяло....
рукопеси не горяд
<Чу> Дос, у гоголя-то сгорели
дык. гоголь, в отличие от лукьяненко, жог
дык то гоголь, а то лукьяненко. у лукьяненко они еще и не тонут

Вообще книга довольно уныла, прочитал ее без каких-либо эмоций, главные герои не раздражали и не завораживали, сопереживания никакого. Преснятина.

Обсолютно муторная книга.......
Всегда собирал "пейсателя" в твёрдом (благо место есть куда книги ставить) ....но если бы я купил "ЭТО" в твёрдом...то наверно застрелился бы....это не то что не тонет...это даже хуже.."...
"Пейсатель" - похоже начал повторять судьбу Головачёва.....а жаль.....
Кибер панк ему в начале удавался...но до Васильева чесно говоря ему далековато.

Думаю ни Васильев ни Лукьяненко(последний так точно) ничего не выдумывали. Писал и я такое когдато... Пришел в один онлайн проект вошел в клан и стал заниматься творчеством, писать мануалы для освоения в игре новичкам. Я тупо брал и правильно описывал как войти(по какому адресу), куда обратиться с помощью, как начать играть как воевать и вообще все все все систематизированно так выкладывал. Так вот здесь с первых абзацов четко просматривается по всем правилам написанный и проплоченный игрой мануал для нуба оформленный в виде фантастики... Такое впечетление что и правда у автора денег осталось последних два мешка, а жить еще целую неделю нада както... Мдя. Читать мануалы это чтото. А особенно когда не собираешся пользоваться продукцией. Ну зачем мне читать доки по стиралке если я пришел , грубо говоря , за теликом. Капец.

X